Возврат налогов из бюджета: порядок и процедура
В процессе реализации обязанности, связанной с уплатой налогов, налогоплательщик не всегда может точно рассчитать налоги.
Например, некоторые особенности документооборота внутри той или иной компании и при ее работе с контрагентами влекут изменение данных налогового учета, что требует представления уточненной декларации.
Чаще всего, в результате таких уточнений происходит изменение сумм начисленных налогов и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Помимо того, указанные изменения могут быть вызваны технической или иной ошибкой бухгалтера при расчете налога либо при его перечислении.
Совершить ошибку может и налоговый инспектор.
В результате такой ошибки происходит излишнее взыскание налогов с налогоплательщика.
Если итогом ошибки стала недоимка, то все довольно просто – заплатите налоги, а также пени за их просрочку.
Немного сложнее, когда дело касается переплаты, а равно излишнего взыскания налогов.
Разберемся, сначала, какие налоги можно признать излишне взысканными, а какие считать излишне уплаченными.
Как следует из разъяснений Президиума ВАС РФ, налоги считаются:
— Излишне уплаченными в случае, если начислены в самостоятельном порядке самим налогоплательщиком и указаны им в налоговой декларации.
В данном случае не имеет значение, как перечислялись налоги – в самостоятельном порядке либо посредством взыскания налоговой инспекцией недоимки по налогам.
— Излишне взысканными в случае, когда налоги начислялись согласно решению налоговой инспекции, но в дальнейшем оно было признано недействительным (полностью или в части).
Неважно, заплатил ли налогоплательщик сам по решению либо взыскание произвела инспекция, такие суммы налогов должны быть возвращены с процентами (ст.79 НК).
Порядок, сроки возврата излишне уплаченных (а равно взысканных) сумм налогов подробно регулируются ст.ст.78-79 НК РФ.
Процедуру возврата переплаченных налогов осуществляют налоговые органы (происходит по месту учета самого налогоплательщика).
Причем, они обязаны налогоплательщика проинформировать о каждом факте переплаты в срок – десять дней (рабочих) со дня обнаружения данного факта.
С целью подтверждения переплаты возможно проведение мероприятий по сверке сумм налогов (результат отражается в двухстороннем акте по форме).
Для того, чтобы налогоплательщику произвели возврат, он должен представить заявление в письменном виде (допускается оформление заявления в электронной форме, подписанное ЭЦП) в налоговую инспекцию.
Необходимо отметить, что заявление может быть представлено в трехлетний срок (со дня уплаты излишней суммы).
Если налогоплательщик узнал об имеющейся переплате уже после трехлетнего срока, то он вправе подать в суд иск о возврате переплаты — в рамках общего трехгодичного давностного срока (считается с момента, когда он узнал (должен был узнать) о переплаченных суммах.
Налоговая инспекция должна принять решение о возврате налогов, излишне уплаченных в бюджет, в срок — десять дней:
— со дня поступления (регистрации) заявления от налогоплательщика;
— либо со дня подписания двустороннего акта сверки уплаченных налогов (когда сверка была проведена).
В пятидневный срок (его отсчет начинается со дня принятия решения) налоговая обязательно сообщает письменно о принятом решении налогоплательщику.
Для возврата налога предусмотрен месячный срок (течет с даты, когда налоговая получит заявление на возврат). Если срок нарушен, на сумму образовавшейся переплаты подлежат начислению проценты.
Если рассматривать возврат сумм налога, излишне взысканных, то разница в порядке его возврата связана со сроком на направление заявления о возврате — 1 месяц:
— с момента, когда лицо узнало о том, что с него излишне взыскан налог,
— или со дня, когда вступило в силу судебное решение.
Налоговая обязана будет сделать возврат налога в двухнедельный срок с даты регистрации вашего заявления.
Регламент возмещения налога на добавленную стоимость определен статьей 176 НК РФ. Сам же возврат средств возможен в том случае, если по итогам налогового периода вычеты оказались больше суммы налога, которая была рассчитана по признаваемым объектом налогообложения операциям. Разница и подлежит возмещению, при этом возмещение может быть как в форме возврата средств, так и в форме зачета в счет уплаты будущего налога.
Уголовное дело о покушении на мошенничество руководителя организации может инициировать и налоговый орган после проверки документов, подтверждающих претензии налогоплательщика на возврат НДС и вынесения решения об отказе в возмещении. Поэтому все претензии к налоговым органам должны быть обоснованными. А декларацию и заявление о возмещении налога стоит подавать только в том случае, если вы реально имеете на это право по закону, а не создали такую ситуацию при помощи мошеннических схем.