Как правильно составить претензию — досудебное урегулирование споров
Соблюдение претензионного порядка урегулирования споров между деловыми партнерами признается обязательной процедурой.
При отсутствии свидетельств о выполнении сторонами всех действий, направленных на досудебное урегулирование, рассмотрение арбитражных споров не допускается.
Грамотное составление претензии нередко позволяет разрешить конфликт без дополнительных затрат.
Именно поэтому юристы рекомендуют относиться к этой стадии ответственно.
Форма, содержание, порядок предъявления
Направить контрагенту претензию заинтересованное лицо (юрист компании) обязано в письменном виде.
Документ составляется с учетом следующих правил:
• соблюдение сроков (в рамках исковой давности);
• четкость предъявления требований;
• полнота описания фактов и оснований;
• подтверждение аргументов удостоверенными в установленном порядке копиями и прочими доказательствами;
• предоставление достаточного времени на рассмотрение претензии и подготовки ответа на нее (не менее недели).
При обмене документами стороны обязаны использовать гарантированные способы отправки.
Подтверждением вручения бумаг могут являться почтовое извещение с описью вложений в отправление, подпись представителя контрагента на втором экземпляре, квитанция курьерской службы, отчет электронной системы.
Законом не установлен исчерпывающий перечень, поэтому доказательством соблюдения претензионного порядка признаются и другие варианты.
Особое внимание квалифицированные юристы уделяют содержанию документа.
Нередко разработке текста посвящают несколько дней.
Претензия должна включать:
1. Обязательные реквизиты
В числе таковых специалисты называют следующие данные:
• наименование отправителя и адресата;
• дату составления и регистрационный номер корреспонденции;
• название документа;
• подпись руководителя фирмы-отправителя;
• перечень приложений.
Отсутствие указанных сведений влечет недействительность требований и возможность их отклонения без рассмотрения.
2. Описание обстоятельств и фактов
Профессиональные юристы подробно описывают условия возникновения спора, причинения убытков. Как правило, текст содержит информацию:
• о дате и содержании соглашения с деловым партнером;
• о сущности нарушения;
• о размере нанесенного вреда и прочих последствиях.
В претензии указываются только данные, подтвержденные документально, могут присутствовать сведения о наличии свидетелей.
3. Ссылки на нормативные акты
Требования, предъявляемые к контрагенту, должны быть обоснованными.
При составлении претензии специалисты приводят положения гражданского законодательства, ссылаются на статьи отраслевых актов.
Отсутствие в документе точных указаний на конкретные правовые предписания и установления может свести все усилия на нет.
4. Прочие сведения
В текст включаются указания о намерении участника спора защищать нарушенные права в арбитражном суде.
Документ не должен содержать угроз или обвинений, однако при необходимости допускается цитирование отдельных статей УК или КоАП РФ.
5. Требования
Претензия должна содержать конкретный перечень требований.
К возмещению могут быть предъявлены прямые и косвенные убытки.
В отдельных случаях деловой партнер вправе претендовать на компенсацию морального вреда (предприниматели и физические лица) или перечисление денежного эквивалента ущерба, причиненного деловой репутации фирмы.
Кроме того, отправитель может поставить условие об осуществлении определенных действий: пресечения нарушения, публикации опровержения порочащих сведений, проведении работ по устранению недостатков и мн. др.
В завершение стоит напомнить, что претензия должна быть составлена с учетом требований к читабельности.
Запретов на отправку рукописных документов не установлено, однако в деловой среде применяются лишь печатные или электронные версии.