Вы находитесь здесь: Главная > Работа с договорами > Как правильно оформить договор комиссии? Правовые аспекты и тонкости

Как правильно оформить договор комиссии? Правовые аспекты и тонкости

Договор комиссии

Правовое регулирование отношений между комитентом и комиссионером осуществляется нормами главы 51 ГК РФ.

Учитываются при оформлении документов также рекомендательные письма налоговых органов, материалы судебной практики.

Юристами договор комиссии относится к числу двусторонних, возмездных сделок, используемых преимущественно в коммерческой среде.

Разработка текста соглашения должна проводиться квалифицированным специалистом, поскольку здесь присутствует немало правовых тонкостей и нюансов.

Юридическая характеристика сделки

Сущность соглашения заключается в возложении на одну из сторон обязанности по совершению ряда определенных сделок.

От представительства такие отношения отличаются тем, что комиссионер действует от собственного имени.

При этом правовые последствия возникают для обеих сторон, а имущественные обязанности полностью ложатся на комитента.

Механизм значительно сложнее схожих схем сотрудничества – поручения и агентирования.

Его нередко используют крупные корпорации с целью сокращения издержек на содержание штата. Прибегают к комиссии и при налоговой оптимизации.

За выполнение возложенной задачи комиссионер получает вознаграждение.

Его размер может быть фиксированным, либо определяется в зависимости от общей суммы совершенных в пользу контрагента сделок.

В любом случае деньги, выплаченные в качестве вознаграждения, выделяются в отдельную статью расходов.

Особенности оформления договора

Комиссионное соглашение составляется в письменной форме.

С введением в деловой оборот цифровых документов все чаще стали появляться электронные контракты.

Их действительность подвергается сомнению лишь в случае отсутствия у участников усиленных ЭЦП.

Гражданским законодательством устанавливаются следующие требования к содержанию договора:

1. Преамбула

Здесь должны быть приведены точные наименования сторон, а также указаны данные уполномоченных представителей.

Этот раздел содержит сведения о дате составления документа, месте заключения соглашения и полное его название.

Отсутствие преамбулы может стать основанием для оспаривания сделки, отказа налогового органа в зачете издержек, связанных с ее исполнением.

2. Предмет

Суть отношений участников оговаривается предельно точно.

В этом разделе следует указать:

• перечень задач, поставленных перед комиссионером;
• точное указание на статус отношений и порядок распределения обязанностей по сделкам, заключаемых в рамках договора;
• условие о совершении действий от имени комиссионера, но за счет комитента.

Здесь же можно предусмотреть раздел, посвященный различным оговоркам.

Так, например, именно в предмете рекомендуют оговаривать особый режим сотрудничества и возможность оказания дополнительных услуг.

3. Цена и порядок расчетов

В этой части документа должны быть описаны следующие вопросы:

• размер и тип вознаграждения комиссионера;
• порядок оплаты счетов по договорам, заключенных в рамках соглашения;
• особенности налогообложения;
• условие о делькредере (ручательство за третье лицо);
• правила передачи и хранения первичной документации;
• сроки перечисления денежных средств.

Кроме того, стороны обязаны оговорить валюту платежа, предусмотреть возможность обмена долговыми обязательствами и расчетов с использованием ценных бумаг.

4. Порядок исполнения соглашения

Раздел признается самым объемным и требует от юристов предельной концентрации.

Здесь прорабатывается сразу несколько блоков.

Участники согласовывают:

• общую схему сотрудничества;
• координацию действий (обмен документами, запрос одобрения сделки, оперативного решения текущих вопросов);
• объем самостоятельности комиссионера в определении условий заключаемых договоров и выборе контрагента;
• условие об обеспечении максимальной выгоды комитента.

Рассматриваемая часть соглашения включает подробный перечень прав и обязанностей участников.

Нередко именно здесь устанавливаются границы ответственности.

В документе также должен содержаться ряд дополнительных разделов.

Согласованию подлежат правила работы при наступлении непредвиденных и непреодолимых обстоятельств, порядок отказа от исполнения сделок и прочее.

О чем следует позаботиться?

Одним из главных условий признания расходов, осуществляемых хозяйствующим субъектом в рамках договора комиссии, является правильная постановка документооборота.

Довольно часто налоговые органы отказывают в зачете таких затрат, основываясь на отсутствии элементарных бумаг и отчетов.

Именно поэтому на этапе заключения соглашения следует утвердить:

• форму отчета комиссионера;
• график предоставления информации о сделках и планах комитенту;
• перечень первичных документов, принимаемых к возмещению;
• основной канал обмена сведениями и указаниями;
• правила рассмотрения таких бумаг.

Направляя контрагенту отчет, комиссионер обязан представлять оригиналы всех чеков, счетов и платежных поручений.

Копии указанных документов остаются на хранении вместе с актом приема-передачи и являются подтверждением добросовестного исполнения обязательств.

Выплата вознаграждения осуществляется на основе отдельного счета-фактуры.

В некоторых случаях сумма может выделяться в отдельную строку в общем требований.

В завершение напомним, что подтверждением реальности сделки являются не только документы.

При необходимости контролирующие органы могут провести опрос конкретных лиц.

Показаниям свидетелей в судебной практике уделяется все большее внимание.

Оценке подлежит и общий смысл комиссионного соглашения.

 

Ниже представлен пример формы договора комиссии (в Microsoft Word):

WORD   Договор комиссии

 

 

Теги:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.